Как я уже говорил (и неоднократно), современный сатанизм более всего напоминает идеологическую помойку. Сатанисты и дьяволопоклонники, Истинные Сатанисты и подсатанники- кого только мы не встречаем на сетевых просторах! Есть даже так называемые "светлые сатанисты"- то есть сторонники христианских ценностей, слегка замаскированных именем Сатаны. Разные "сатанисты" есть. Разбирать все эти направления подробно- задача трудная и неблагодарная. Оно и не нужно, поскольку, если непредвзято смотреть не вещи, сатанизмов вовсе не "столько, сколько и сатанистов", а всего два. Сатанизм традиционный и неосатанизм. Что такое, собственно, неосатанизм? Это, фактически, совокупность любых сатанинских мировоззренческих систем, начиная с ЛаВея и вплоть до тех, которые появляются в наши дни. То есть систем, полностью оторванных от традиции и имеющих, если называть вещи своими именами, весьма отдалённое отношение к сатанизму.
Существует несколько типов неосатанистов. Первый (самый низший)- Антихристианин, Который Не Умеет Креститься. Неосатанист данного типа потрясающе невежественен в религии, которую отвергает- отсюда и данное мною ему название. Не разбираясь в христианской догматике, этике, ритуальной практике- в общем, ни в чём,- он, тем не менее, твёрдо знает, что религия есть глупость. При этом его совершенно не настораживает тот факт, что христианство, несмотря на всю его "глупость", почти две тысячи лет обладает огромной реальной властью, и конца этому что-то не предвидится; в то время как разумный якобы неосатанизм не способен показать из сетевых катакомб даже кончик носа. Антихристианин, Который Не Умеет Креститься, не умеет также и самостоятельно думать. Наслаждаясь своим мнимым свободомыслием, он бесконечно повторяет высказывания неосатанистов высшего типа- Сетевых Гуру,- вроде "Сатанизм- не религия, а мировоззрение", "Сатанизм- философия разумного эгоизма" и т.п. При этом он не даёт себе труд привести какие-либо доказательства в пользу истинности данных утверждений- для него они давно стали аксиомой; или, проще говоря, своеобразной атеистической догмой.
Более развитый тип- Почитатель Святой Шестерёнки. Убеждённый атеист; как правило, более образован, чем неосатанист, описанный мною ниже. Реликт восемнадцатого века, когда ещё существовала иллюзорная вера в то, что наука способна радикально изменить мир и человеческую природу. Почитателю Святой Шестерёнки удалось в своё время окончить школу- а потому с христианством (а равно с т.н. "дьяволопоклонничеством") он борется, будучи вооружён знанием учебника физики за восьмой класс и "Краткого Словаря Атеиста" 1976 года издания. Почитатель страшен в дискуссии, поскольку оперирует неотразимыми, на его взгляд, доводами вроде "Сатаны нет, потому что его не видно"; и убедить его в том, что наши органы чувств отнюдь не предоставляют нам адекватной информации о бытии, практически невозможно. Он не верит в христианские догмы, но зато верит в решения Вселенского Собора Академиков. Его ничуть не смущает, что научные теории возникают и опровергаются чуть ли не каждый день; что бы ни было принято наукой за истину на данный момент- то и есть истина. Он искренне убеждён, что прогресс заключается исключительно в усложнении Святой Шестерёнки- то есть принципиально не воспринимает никакого прогресса, кроме технического. Также он убеждён, что если процессоры компьютеров будут становиться всё мощнее, а автомобили- быстрее, то это принесёт невообразимые блага человечеству, и все будут жить долго и счастливо. Поклонник Святой Шестерёнки не способен внятно объяснить, почему к сатанизму имеет отношение именно атеизм, а не, к примеру, конфуцианство- но всё равно ставит знак равенства между атеизмом и сатанизмом.
Ну и, наконец, высший тип неосатаниста- Сетевой Гуру. Сетевые Гуру по-настоящему образованны и умны. Они являются авторами различных философских систем (или, на самый худой конец, почти философских почти систем), которым иногда придают даже наукообразную форму. Любой Сетевой Гуру обладает комплексом Римского Папы- то есть безосновательной уверенностью в своей собственной непогрешимости. Кроме того, он настолько нагл, что присваивает себе право вещать от имени всего сатанизма в целом- опять-таки без каких-либо оснований. Сетевой Гуру считает Истинными Сатанистами исключительно тех, кто в большей или меньшей степени разделяет его идеи- остальных он без каких-либо колебаний автоматически заносит в каталог "подсатанников". Каждый Сетевой Гуру переживает в своей деятельности две стадии- творческую и критическую. На творческой стадии он, собственно, и разрабатывает свою систему. На критической- занимается большей частью поливанием грязью тех сатанистов, которые имеют наглость думать не так, как Сетевой Гуру. Таков он в общих чертах; рассмотр же конкретных систем Гуру я сделаю в отдельных статьях.
Теперь кратко о значительных недостатках в неосатанизме вообще. Первый и основной, почти фатальный минус неосатанизма- его полнейшая неисторичность, безосновательность. Иными словами, любое утверждение неосатаниста относительно того, что есть сатанизм, не базируется ни на чём, даже если оно по сути и правильно. Неосатанист начинает свои рассуждения с готовой формулы "сатанизм- это..."; но он не способен внятно объяснить, почему сатанизм именно "это", а не нечто совсем другое. Например, возмём следующее утверждение- "сатанизм- это свобода". А почему? Традиционалист будет рассуждать так: Сатана, как личностное сверхсущество, оказывал некоторое воздействие на миропорядок, что нашло своё отражение во всех без исключения мифологиях и религиях. Везде, от зороастризма до христианства, и даже в примитивных первобытных религиях, образ Демона, Тёмного божества был связан с противодействием законам светлых богов. А поскольку свобода и является, по сути, отрицанием законов и реализует себя в отказе следовать им, сатанизм- это свобода . Неосатанист не приведёт подобных оснований, поскольку отрицает личностное существование Сатаны. Он скажет так: "Сатанизм- это свобода, потому что мне так кажется, мне хочется, чтобы так было, и это моё частное мнение. Таким образом, мы основываем свои утверждения на атрибутах складывавшегося веками образа Сатаны. Неосатанист основывает свои убеждения на пустом месте, либо берёт за основание выдуманную им же самим теорию. Это по меньшей мере несерьёзно.
Фактически, сейчас любой мало-мальски грамотный человек, какой нибудь Василий Иванов, может выдумать невесть что, назвать это "сатанизмом", провести в сети рекламную кампанию и выдать своё частное мнение за сатанизм как таковой. Что, собственно, и имеет место быть. Но это будет не сатанизм, а "ивановство". Принципы сатанизма нужно выводить, исходя из исторического понимания образа Сатаны, а не руководствуясь детским "так мне кажется".
Второе. Неосатанизм, взятый как явление, не обладает каким-либо чётко выраженным мировоззрением. Почему? Причину этого я описал выше. Иными словами, несколько неосатанистов никогда не смогут дать внятное определение сатанизму- одному "кажется" так, а другому "кажется" совсем иначе. А потому можно говорить о сатанизме неосатаниста NN, сатанизме XX, и так далее. Следовательно, очевиден тот факт, что большинство неосатанистов заблуждаются- если кто-то из них и прав, то остальные, поскольку с ним не согласны, неправы. Потому и вместо какой-либо реальной деятельности, неосатанисты занимаются, по сути, только одним- выяснением того, чей сатанизм сатанистее. Всё это дело сильно напоминает христианский Вселенский Собор, с цитированием философских статей вместо библии и взаимными обвинениями в глупости и ереси.
Третье. Неосатанизм абсолютно бесполезен на практике. Неосатанисты очень любят порассуждать о своём мнимом "анхуманизме", о "пути к сверхчеловеку" и т.п.- при этом разговорами всё только и ограничивается. За много лет российскими (да и не только) неосатанистами не сделано ничего для развития сатанизма, его распространения, реализации на практике сатанинских принципов. Ничего не будет сделано и в дальнейшем. Оно и понятно- если неосатанисты до сих пор выясняют, что же такое сатанизм, то о какой практической деятельности может идти речь? Ни о какой.
Неосатанизм, таким образом- это вовсе не развитие сатанинских идей, а шаг назад; или, во всяком случае, топтанье на одном месте. Вместо духовно-интеллектуального прорыва мы имеем атеизм в его наиболее вульгарном понимании. Вместо сатанинского движения как единой силы, которое могло бы изменить мир- только бесконечные и изрядно всем надоевшие разговоры о том, какой из "сатанизмов" является, собственно, сатанизмом. Спрашивается- зачем и кому это нужно? Да ненужно оно. Неосатанизм- просто интеллектуальная мастурбация. И не более.