†Меню сайта†
†Мини-чат†
300

†Посетители за день†

†Код баннеров†
468*60
88*31
†Наш опрос†
Как вы попали на данный сайт
Всего ответов: 444
†Форма входа†
†Статистика†
 

 

[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
†Форум† » Философия и Психология » Философия и Психология » Доказательства бытия бога в философии
Доказательства бытия бога в философии
Fackizada Дата: Вторник, 28.10.2008, 19:31 | Сообщение # 1
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского.

Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей потому, что они - некие блага. Но вещи не являются одинаково благими, и ни одна из них не обладает полнотой блага. Они благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу самому по себе, причине всех частичных относительных благ. Благо само по себе есть первичное бытие, которое превосходит все, что существует, и это Бытие, которое мы называем Богом.

В онтологическом доказательстве Ансельма ставится задача показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно, содержится в понятии "Бог". Бог - это то, больше чего ничего нельзя помыслить. Позже Николай Кузанский назовет его "абсолютным максимумом". Каждый человек, даже не верящий в Бога, понимает смысл этого слова, следовательно, понятие "Бог" есть в его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к. источником разума является реальность, следовательно, Бог существует в реальности. Реально существующим быть больше, чем просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек способен, не восходя постепенно по лестнице сотворенных существ (понятие Августина), соприкоснуться с первым Бытием; такое соприкосновение может произойти и в сфере мысли. Как и большинство христианских мыслителей Ансельм полагал, что путь религиозного постижения Бога не тождественен интеллектуальной деятельности, но не отказывал последней в способности идти по этому пути.

Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского

Первым шагом разума является доказательство существования Бога. Некоторые полагают, что в этом и нет нужды, ибо существование Бога очевидно. Зачем предпринимает этот шаг Фома Аквинский? Эта очевидность была бы доказанной, полагает он если бы нам была известна сущность Бога, а так как она нам неизвестна, то факт существования Бога, которое не совпадает с сущностью нельзя считать полностью очевидным. Люди мудрые знают о сущности Бога больше, чем люди невежественные, ангелы - еще больше, но никто не знает о сущности достаточно, чтобы суметь вывести существование Бога из его сущности. Следовательно, необходимо найти доказательства в переделах естественного разума.

Важно помнить, что та религиозная истина, которая может быть доказана, может быть также постигнута при помощи веры. Доказательства трудны и доступны пониманию лишь ученых людей; вера же необходима также людям невежественным, юнцам, тем, кому занятость делами не дает изучать философию. Для них достаточно откровения.

Некоторые утверждают, что Бог может быть познан только при помощи веры (Августин, Тертуллиан). Они ссылаются в качестве довода на то, что если принципы доказательства становятся известными нам благодаря чувственному опыту, то все, что выходит за рамки чувственного восприятия не может быть доказано. Но это заключение ошибочно; и даже если бы оно было верно, Бог все равно мог бы быть познан по своим чувственным проявлениям. Существование Бога доказывается, как и у Аристотеля, аргументом неподвижного двигателя. Вещи делятся на две группы - одни только движутся, другие движут и вместе с тем движутся. Все что движется приводится чем-то в движение, а, следовательно, должно существовать что-то, что, не будучи движимым не является и движущимся. Некий источник, первоначало или первопричина (термин Аристотеля) движения. Этот неподвижный двигатель и есть Бог. Вот как об этом говорит сам Фома Аквинский: " Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения... В этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщить же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщить движение означает не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе, чем через посредство некоторой актуальной сущности... Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным и потенциальным в одном и том же отношении... Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно и движущимся и движимым. Следовательно, все, что движется, должно имеет источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущийся предмет и сам движется, его движет еще и один предмет, и так далее. Невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а под ним все разумеют Бога". Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 150 Можно было бы возразить, что это доказательство предполагает принцип вечности движения, отвергаемый католиками. Но это возражение было бы ошибочным, ибо доказательство становится еще более весомым, предполагая признание неподвижного начала и потому - первопричины.

Это второе доказательство бытия Бога. Полагание Бога первопричиной всего сущего тоже восходит к Аристотелю. Все, что существует имеет причину своего существования, следовательно, должно существовать нечто, что не имеет причины своего существования, но является причиной всего остального. Это может быть только Бог. "Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда бы она предшествовала самой себе, что невозможною. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность... Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае, отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную, каковую все именуют Богом," Там же, с.150-151- пишет Фома Аквинский в "Сумме теологий"

Третье доказательство исходит из идеи конечности существования сотворенного мира. В силу того, что мир существует по законам необходимости, должен существовать и конечный источник всякой необходимости - это Бог. Там же в "Сумме теологий" мы читаем:" Третий путь исходит из понятия возможности и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть и не быть: но для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если все может не быть когда-нибудь в мире ничего не будет. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо несущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-то перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно.Итак, не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое... Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог." Там же, с. 151

Четвертое доказательство строится на обнаружении в мире разных степеней совершенства, как это было и у Ансельма, которая тоже должна иметь свой источник - абсолютно совершенное, каковым может быть только Бог. Фома Аквинский продолжает:" Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или мене истинные и благородные... Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу... Итак, есть нечто в предельной степени обладающее истиной и совершенством, и благородством, а, следовательно, и бытием; ибо то, что в наибольшей степени есть.. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества... Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; ее мы именуем Богом." Там же, с. 151

Пятое доказательство, которое принято называть онтологическим, строится на наличии в человеческом разуме понятия о Боге, доказывающем его реальное существование. Бог же является и конечной целью любого существования, неосознанною безжизненными вещами и постигаемую человеком, как существом обладающим внутренней целью. Поэтому он может воспринимать Бога. И, наконец, пятое доказательство Фома описывает так: " Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей... Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом." Там же, с. 151

Таким образом, Бог вечен, он существует, он недвижим, нетлен, одновременно является причиной движения, необходимости и целью данного мира. Бог - это своя собственная сущность, ибо иначе он был бы не простым, а слагался бы из сущности и существования. В Боге сущность и существование тождественны друг другу. В Боге нет никаких акциденций (свойств). Он не может быть описан при помощи различий, он вне всякого рода, его нельзя определить. Однако Бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношениях подобны Богу, в других - нет. Более подходяще говорить, что вещи подобны Богу, чем, что Бог подобен вещам.

Бог является благом и своим собственным благом; он - благо всякого блага. Он - интеллектуальный, а его акт интеллекта - его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает Себя совершенным образом. Хотя в божественном интеллекте нет никакой сложности, тем не менее, ему дано познание многих вещей. В этом можно усмотреть трудность, но надо учитывать, что познаваемые им вещи не имеют в нем отдельного бытия. Не существуют они и per se (сами по себе). Тем не менее, Богу должно быть доступно познание вещей до творения мира. Разрешается эта трудность следующим образом - понятие Божественного интеллекта есть Слово. Вспомним: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог. Все через него начало быть. " Библ.. Иоан.: 1: 1-3 Каждая форма, поскольку она есть нечто положительное, представляет собой совершенство. Божественный интеллект включает в его сущность то, что свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и отлично от него; например, сущность растения составляет жизнь, а не знание, сущность же животного - знание, а не разум. Таким образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от него тем, что лишено разума. Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание - не привычка, оно не имеет ничего общего с человеческим познанием, ибо Бог - сама истина. Человек же, познавая Бога, приближается к Богу, его путеводителем может быть и разум и вера, которые в своих идеальных ипостасях совпадают, истинное знание всегда верное знание, а, следовательно, разум тождествен вере.

 
Belketre Дата: Понедельник, 22.12.2008, 17:36 | Сообщение # 2
Desolation
Группа: V.I.P.
Сообщений: 282
Статус: †Оффлайн†
хм..
разве это можно назвать доказательством ?
Ницше и Фрейд были атеистами.
их теории относительно бога не менее интересны и увлекательны, но их, как и приведённые выше нельзя рассматривать как доказательство существования или отсутствие бога.


 
Fackizada Дата: Понедельник, 22.12.2008, 18:10 | Сообщение # 3
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
Взгляды Фрейда на Бога и религию

Фрейд использовал психоанализ для объяснения происхож­дения религии, представлений о Боге и своих атеистических позиций. Религия происходит из потребности человека защитить себя от превосходящих его сил природы и судьбы. Пытаясь, не­смотря на свою слабость, вступить в общение с этими силами и по­влиять на них, человек одушевляет их и приписывает им свои соб­ственные свойства. Поскольку человек не может общаться с ни­ми, как с равными себе, он наделяет эти силы отцовскими качест­вами. Делая это, он вспоминает свои младенческие переживания. Тогда, в детстве, он обращался за помощью к родителям, особенно к отцу. Так слабый человек создает богов с отцовскими свойства­ми, которых, с одной стороны, боится, а с другой — любит и ищет у них утешения и безопасности. Потребность в отце, как главная при­чина происхождения религии, возникает не только из детских пе­реживаний, но и исторически, из древнего устройства общества. В те времена отец был главой общины и определял ее жизнь. Этот отец, по Фрейду, стал образцом, согласно которому следующие по­коления составили себе образ Бога. Религия становится, таким об­разом, психическим младенчеством, душевным расстройством, неврозом, через который каждый человек проходит по дороге куль­туры из детства к зрелости. Поскольку религия оказывает большое отрицательное воздействие на жизнь людей, она должна быть пре­одолена. Тот, кто верит в Бога, по мнению Фрейда, всю свою жизнь остается зависимым, а значит, не выходит из младенческого воз­раста.

Итак, человек должен созреть. Этого он достигает:

• научным мировоззрением. Оно, опираясь на разум и зна­ния, отвергает самообман и занимает место, которое рань­ше принадлежало религии;

• воспитанием, которое приводит к осознанию реальности. Необходимо, чтобы человек вернул свои чаяния с неба на землю и сосредоточил в земной жизни все свои освобож­денные силы;

• моралью. Для того чтобы не была утеряна мораль, храни­мая религией, требуется рациональное мировоззрение, ко­торое обосновывается не Богом, а общественной необхо­димостью. Сильные чувства и влечения страстей должны управляться разумом, а не религиозным воспитанием.

 
Fackizada Дата: Понедельник, 22.12.2008, 18:11 | Сообщение # 4
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
Учение Ницше о Боге и христианстве

Ницше отрицает всякого бога, а в особенности Бога христи­анского. Он хотел, чтобы вера в Бога не только была отвергнута, но и чтобы был уничтожен всякий след, который она оставила в человечестве. Он говорил, что вера будет уничтожена только то­гда, когда человек превзойдет самого себя и станет подобен бо­гам, сверхчеловеком.

Сверхчеловек должен занять место Бога, который умер. Он является новым типом человека, человеком силы, презирающим толпу, желающим без колебаний уничтожить все слабое и сред­нее. Поэтому в своей борьбе с христианством Ницше со всей стра-стью сражается с человеком: слабым, страдающим, смиренным — средним человеком. Такого человека он считал разлагающимся, упадочным и презирал его.

Ницше считает, что человек верит в Бога либо потому, что он чувствует бессилие перед непознаваемыми явлениями природы, либо, наоборот, потому, что ощущает свою силу. О последнем слу­чае он говорит, что, когда человека вдруг охватывает ощущение своей силы, то у него возникает сомнение. Он не дерзает поду­мать о себе, как о причине такого чудесного проявления силы, и поэтому приписывает ее происхождение лицу более сильному, Бо­жеству. Таким образом, религия — это проявление страха и бла­гоговения человека перед самим собой, но также и исключитель­ное чувство счастья и высоты.

О христианском Боге Ницше судит исходя из того, что о Нем узнал, и говорит, что Он жестокий, скрытный, палач, Бог этики, морали. Христианскую мораль он характеризует как главнейшее преступление против жизни, а ее Бога — как врага жизни. О са­мом Христе философ говорит с сочувствием, однако осуждает Его за поведение на Кресте, за то, что «Он терпит и любит тех, кто при­чиняет Ему зло, за то, что Он не защищается и не гневается». Совершенно не знакомый с православием Ницше считал, что уче­ники Христа и первая Церковь не поняли и извратили Его учение. Поэтому он говорил, что «храмы — это могилы Бога».

 
Fackizada Дата: Понедельник, 22.12.2008, 18:19 | Сообщение # 5
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
Belketre, ну не знаю. Похоже они оба имели в виду мировую религию как инструмент власти, которая делает из людей "овечек". Можно верить во что-то, не будучи при этом человеком религиозным. ИМХО - быть атеистом глупо, уж лучше тогда называть себя агностиком.
 
Belketre Дата: Понедельник, 22.12.2008, 21:46 | Сообщение # 6
Desolation
Группа: V.I.P.
Сообщений: 282
Статус: †Оффлайн†
я вообще не о том кто и как рассматривал бога и религию в целом.
***
Заголовок темы интересный... <Доказательство бытия бога...>
все эти теории ими и останутся, ибо нет возможности проверить их эмпирически.
как, впрочем, и опровергнуть.
таким образом действительно наиболее рациональным подходом будет агностицизм.


 
Fackizada Дата: Вторник, 23.12.2008, 04:39 | Сообщение # 7
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
Заголовок темы - <Доказательство бытия бога...>, действительно в кавычках, и отнять авторство сего поста у Канта я не рискну -мозгов не хватит. Так что все вопросы к нему. Заниматься умозрением на такую тему мне бы лично не сильно хотелось, надо все-таки готовиться, чтобы банальные вещи не высказывать. А философия- это извини меня biggrin
 
Fackizada Дата: Среда, 24.12.2008, 14:10 | Сообщение # 8
Ведьмак
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Статус: †Оффлайн†
 
Hope-Giver Дата: Среда, 24.03.2010, 18:59 | Сообщение # 9
Чёрный рыцарь
Группа: V.I.P.
Сообщений: 141
Статус: †Оффлайн†
Человек стремится доказать существование бога, потому что его материально представление о мире не дает ему покоя, в том что есть ещё кто то выше понимания человека. Как говорится вера начинается там где заканчиваются наши знания.

Главное правило жизни - никогда не сдаваться.
 
†Форум† » Философия и Психология » Философия и Психология » Доказательства бытия бога в философии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

†Популярные темы†

Новые сообщения в темах

   Ассоциации - (902)

   Наши(ваши) фото - (339)

   Новая игра "Я вижу... - (328)

   Сатанизм и общество - (170)

   Словарик - (164)

   Алкоголизм - (129)

   Игра - Приготовь торт - (123)

   Говорим не о чём!!! - (107)

   Как вы относитесь к нац... - (103)

   История Вашего Ника.. - (94)

   Встреча форумчан! - (93)

   Готы в городе.... - (90)

   Давайте поиграем - (86)

   Верите ли вы в ВАМПИРОВ - (79)

   Самосовершенствование - (79)

   Стихии природы - (77)

   Мои Рисунки!!! - (74)

   Истоки зарождения языче... - (73)

   Аватарка, и личность ст... - (72)

   Игра "Обломи" - (72)

   Группа Ruoska (1)

   История Вашего Ника.. (94)

   Готы в городе.... (90)

   Алкоголизм (129)

   Как вы относитесь к нац... (103)

   Сатанизм и знак зодиака (65)

   Продажа души Дьяволу! (1)

   Водная диета (1)

   Сатанизм и общество (170)

   Страшная картинка (15)

   История медицины. (4)

   Страхи и фобии (58)

   Сатанист и Общество (28)

   Ужасающие примеры насил... (1)

   Число 13 (45)

   Ассоциации (902)

   Истинный позор сатанизм... (1)

   Взломаем копроративные ... (0)

   Руны и их магическое зн... (6)

   https://satanist.co (0)

†Активные пользователи†

Новые пользователи

   Shaman - 763

   Hezalo - 586

   Рыська - 559

   Упырька - 438

   Divil666 - 377

   Holy-Death - 346

   Claudia - 298

   Belketre - 282

   DraG - 233

   Fackizada - 228

   bloody_shadow - 201

   BlackDragon - 173

   Hope-Giver - 141

   VedMo4kka - 140

   AntixristkA - 135

   Omela - 133

   Evil666 - 131

   Ishtar - 128

   DarkDeath - 125

   Чертёнка - 114

   boinac
   an4n1an
   sm_017
   getvisa
   Dalma
   AlexSY
   grem

†Copyright 666 © 2024 | Сайт управляется системой uCoz