ГОВОРЯЩИЕ КАМНИ - ПЕТРОГЛИФЫ Природа мстительна. Глобальные катастрофы не что иное, как последствия нашего хищнического отношения к ней. Тысячелетия назад это было иначе. Человек осознавал, что мир находится во власти стихийных сил, от которых зависят вопросы его жизни или смерти. С помощью религиозных обрядов и ритуалов он пытался стереть грань между природой и цивилизацией, между этим светом и потусторонним миром, привлекая магические силы. Древнейшими реликтами таких магически-религиозных практик являются загадочные петроглифы, древние наскальные рисунки, которые встречаются на всех континентах Земли.
Посетители мегалитических культовых сооружений часто говорят, что чувствуют в таких местах некую особую ауру. У памятника бронзового века в Фалере(Швейцария) действительно была установлена повышенная радиоактивность, и притом только в непосредственной близости от камней, доставленных туда для строительства сооружения. Этот феномен наблюдается и у других менгиров. Неужели доисторические люди воспринимали мир другими органами чувств? Указывает ли их священный язык символов на какие-то комплексные знания о Космосе и структуре вещей? Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) придерживался мнения, что наши предки обладали «врожденной поэтической мудростью», которая позволяла им расшифровать «код Вселенной».
Поэтические образные символы могли бы помочь нам возвратиться к истокам человеческого опыта. К наиболее древним относятся наскальные рисунки индейцев. Таких рисунков насчитывается около 20 000. Они встречаются на всем протяжении от ледяной пустыни Аляски и к югу до Калифорнии. Эти гравюры, возраст которых составляет 5000 лет, были вырезаны на скалах с помощью простых орудий по обработке камней и раскрашены природными красителями. Помимо клановых символов, указывающих на принадлежность к определенному племени, встречается в основном астрономическая, мифологическая и шаманская символика.
Религиозные элементы рисунков наводят на мысль, что в этих местах когда-то проходили собрания, на которых жрецы заклинали удачу в сражениях и на охоте. До сегодняшнего дня индейцы Северной и Южной Америки держат в тайне некоторые из мест, где они ощущают особые энергетические поля и беспрепятственно общаются со своими предками и духами- хранителями.
Французский археолог Марсель Омэ во время своих экспедиций около 1950 года изучал многочисленные петроглифы в долине Амазонки в Бразилии. Наиболее внушительным открытием стала Педра- Пинтада(порт. – разрисованный камень) – огромная яйцеобразная глыба длиной около 100м и высотой 30м. Рисунки с Педра-Пинтада напоминают финикийские, древнегреческие, критские или древнеегипетские. Могли ли создатели доисторических культур в отдаленных друг от друга частях света придумывать одинаковые символы или в те времена существовали трансокеанские контакты - для науки остается загадкой.
На севере Чили, в 100 км от портового города Икике, художники каменного века создали гигантские изображения на скалах. Тщательно проработаны абстрактные символы, стрелы, дикие звери, колеса и летающие существа. Какому видению следовали создатели необычайно крупных петроглифов? Заклинали ли они звездных богов или проводили магические ритуалы плодородия?
Древние символы могут, как заклинания, вызывать к жизни целые миры. Их назначение выглядит универсальным: плодородие символически изображается с помощью дождевого облака или в виде волнистой линии, а солнце обозначает жизнь. Но совершенно неизвестным остается для нас смысл небольших, протертых в камне углублений или диаграмм, напоминающих вращательные движение мельницы. Да и содержание , скрывающееся за абстрактными наскальными рисунками различных культур каменного века в Австралии, Азии ,Африке и Америке, и впредь остается скрытым от нашего понимания. Однако перед Европой в ходе исследования доисторических эпох возникает загадка особого рода. От средиземноморских островов до альпийской области, от Венгрии до Пиренейского полуострова,на Британских островах и в Скандинавии – повсюду встречаются спирали, комбинации кругов, чашеобразхные углубления и символы в виде животных.
Предпринимались многочисленные попытки истолкования значения этих знаков, но до сих пор ни одно из предложенных умозаключений не оказалось удовлетворительным. Схематичные образы людей, найденные в более чем 300 местах Европы, могут быть истолкованы как знаки, указывающие на магическую веру в духов.
Или неолитическое искусство скрывает еще большую тайну? Может быть , нерелигиозный человек современного общества обязательно должен сначала заново воспринять интуитивные знания наших предков, чтобы понять каменный язык символов?.